- БИЗНЕС-ПЛАН
- документ, в котором систематизируются основные аспекты намеченного новой или действующей фирмой коммерческого мероприятия. Процедура разработки Б.-п. позволяет предвидеть возможные проблемы, избежать ошибок в управлении, распознать и оценить два осн. вида рисков, присутствующих в любом бизнесе: внутренний, над к-рым предприниматель в целом имеет контроль (персонал, товарно-материальные запасы, местоположение бизнеса), и внешний (экон. условия, новое закон-во, погода) т.е. то, что предприниматель не в состоянии изменить. По содержанию и назначению Б.-п. достаточно многообразны. Среди наиболее распространенных типов Б.-п.: Полный Б.-п. коммерч. идеи или инвестиц. проекта – изложение для потенциального партнера или инвестора результатов маркетингового исследования, обоснования стратегии освоения рынка, предполагаемых финанс. результатов; Б.-п. компании (группы) – изложение перспектив развития компании на предстоящий плановый период, напр., перед советом директоров или собранием акционеров с указанием осн. бюджетных наметок и хоз. показателей для обоснования объемов инвестиций или др. ресурсов; Б.-п. структурного подразделения (центра финанс. ответственности) – изложение перед высшим руководством компании плана развития хоз. (операционной) деятельности подразделения для обоснования объемов и степени приоритетности централизованно выделяемых ресурсов или величины прироста оставляемой в распоряжении подразделения прибыли; Б.-п. (заявка на кредит) для получения на коммерческой основе заемных средств от организации-кредитора. В Б.-п. предпочтителен скорее пессимистич., чем оптимистич. прогноз, реалистич. оценка способностей предпринимателя, составляющего план, и возможностей, существующих для его бизнеса. Содержание и структура Б.-п. могут варьироваться в зависимости от цели составления, области применения (производственные, сервисные, торговые и др. компании). Но в целом обычно в нем содержатся след. компоненты: резюме (кратко суммирующее осн. моменты Б.-п.); сведения о компании (раскрываются содержание бизнеса и направления работы); «Среда для бизнеса» (раздел, в к-ром определяются объем рынка сбыта для производимого продукта (услуг и т.п.), доля рынка, к-рую предполагается захватить); план по маркетингу и продажам (показывает планируемые объемы продаж и то, как это будет достигнуто); оперативный план (план приобретения оборудования, стр-ва, закупок и т.п.); план по трудовым ресурсам (подготовка, наем рабочей силы); финансовый план (где обобщаются прогнозные ден. потоки). Обоснованность и полнота этого раздела имеет особое значение в случаях, когда компания рассчитывает с помощью Б.-п. привлечь сторонних инвесторов для реализации намеченных коммерч. мероприятий (проекта). Б.-п. – полезный инструмент контроля за состоянием дел. Используя его для наблюдения за результатами, можно уже по прошествии недолгого времени обнаружить те или иные отклонения, требующие корректировок, и своевременно поправить дело. Поэтому Б.-п. – документ адаптивный, он должен постоянно пересматриваться по ходу дела
Финансово-кредитный энциклопедический словарь. — М.: Финансы и статистика. Под общ. ред. А.Г. Грязновой. 2002.